Главная » Пресс-служба » Чистый район » Национальный проект «Экология»

Национальный проект «Экология»

Национальный проект «Экология»

 

— один из национальных проектов в России на период с 2019 по 2024 годы.

Национальный проект «Экология» нацелен на эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов; кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20 процентов совокупного объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязнённых городах; повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населённых пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения; экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озёра Байкал и Телецкое; сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий.

 

Основные задачи проекта:

формирование комплексной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещённых к захоронению отходов производства и потребления;

создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;

создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда;

реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая города БратскКрасноярскЛипецкМагнитогорск,МедногорскНижний Тагил, Новокузнецк, НорильскОмскЧелябинскЧереповец и Читу, с учётом сводных расчётов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду;

применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий;

повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса;

экологическая реабилитация водных объектов, в том числе реализация проекта, направленного на сокращение в три раза доли загрязнённых сточных вод, отводимых в реку Волгу, устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;

сохранение уникальных водных объектов, в том числе реализация проекта по сохранению озера Байкал, а также мероприятий по очистке от мусора берегов и прибрежной акватории озёр Байкал, Телецкое, Ладожское, Онежское и рек Волги, Дона, Оби, Енисея, Амура, Урала, Печоры;

сохранение биологического разнообразия, включая увеличение площади особо охраняемых природных территорий на 5 млн гектаров, реинтродукцию редких видов животных, создание инфраструктуры для экологического туризма в национальных парках, а также сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.

 

Паспорт национального проекта  «Экология»

По итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года утвержден паспорт национального проекта «Экология». 

Паспорт нацпроекта разработан Минприроды России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включает в себя 11 федеральных проектов: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение лесов» и «Внедрение наилучших доступных технологий».

Срок реализации нацпроекта: с октября 2018 года по 2024 год (включительно)

БЮДЖЕТ– 4041,0 млрд руб.

 

Федеральные проекты – ожидаемые результаты

Чистая страна

Будут ликвидированы все несанкционированные свалки в городах и самые опасные объекты накопленного экологического вреда (брошенные предприятия, места скопления промышленных отходов и так далее). Во всех регионах появится система общественного контроля, благодаря которой каждый гражданин сможет выявлять и помогать ликвидировать незаконные свалки.

Бюджет: 124,2 млрд руб.

 

Реализуется в Кировской области (информация прилагается).

 

Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами

В России будет сформирована современная система обращения с твердыми коммунальными отходами. Появятся условия для вторичной переработки всех отходов потребления, запрещенных к захоронению. К концу 2024 года на обработку будет отправляться 60% коммунального мусора.

Бюджет: 296,2 млрд руб.

 

Реализуется в Кировской области (информация прилагается)

 

Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности

По итогам реализации проекта в России появится современная инфраструктура, обеспечивающая безопасное обращение с наиболее опасными отходами. К концу 2024 года в стране будут работать семь специальных комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию таких отходов.

Бюджет: 36,4 млрд руб.

 

Чистый воздух

К концу 2024 года выбросы загрязняющих веществ в воздух должны составлять менее 80% от уровня 2018 года. В приоритете города с самыми серьезными проблемами: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.

Бюджет: 500,1 млрд руб.

 

Чистая вода

Более 90% россиян к концу 2024 года будут обеспечены качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, а в городах их доля достигнет 99%. Для этого будут использованы перспективные технологии, в том числе разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.

Бюджет: 245,0 млрд руб.

 

Оздоровление Волги

Через шесть лет слив загрязненных сточных вод в Волгу снизится примерно втрое – с 3,17 до 1,05 куб. км в год. Будут ликвидированы объекты накопленного экологического вреда, представляющие угрозу Волге, а со дна реки извлекут затонувшие суда. На Нижней Волге восстановят 600 кв. км водных объектов.

Бюджет: 205,4 млрд руб.

 

Сохранение озера Байкал

Строительство и модернизация очистных сооружений позволят значительно сократить объем загрязненных сточных вод, поступающих в Байкал и соседние водоемы. К концу 2024 года их объем сократится до чуть более 70% от уровня 2018-го. Почти вся площадь Байкальской природной территории будет охвачена государственным экологическим мониторингом, а в озеро выпустят 3 млн молодых осетров и омулей.

Бюджет: 33,9 млрд руб.

 

Сохранение уникальных водных объектов

Благодаря реализации проекта к концу 2024 года будут расчищены 15,2 тыс. га рек, озер и водохранилищ, от бытового и другого мусора очистят минимум 9 тыс. км берегов. За счет этого улучшатся экологические условия жизни почти 5 млн россиян.

Бюджет: 15,2 млрд руб.

 

Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма

За шесть лет в России появятся 24 новые особо охраняемые природные территории общей площадью 5 млн га. 11 специальных программ позволят увеличить популяции редких видов животных. Особое внимание уделяется развитию экотуризма: если в 2018 году российские заповедники и национальные парки посетили менее 3,6 млн человек, то в 2024-м число экотуристов должно возрасти почти до 7,9 млн.

Бюджет: 6,3 млрд руб.

 

Сохранение лесов

Если в 2018 году в России восстанавливали чуть более 60% вырубленных и погибших лесов, то к концу 2024 года этот показатель будет доведен до 100%. Площадь, на которых будут восстанавливать леса, увеличится до 1,55 млн га. При этом ущерб от лесных пожаров сократится почти втрое – с 32,5 млрд до 12,5 млрд руб.

Бюджет: 151,0 млрд руб.

 

Внедрение наилучших доступных технологий

На всех предприятиях, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, будут внедрять новые «зеленые» технологии и системы экологического регулирования. Будет запущен ряд отечественных производств, выпускающих продукцию, которая используется при переходе на наилучшие доступные технологии.

Бюджет: 2427,3 млрд руб.


«Мусорная реформа»

или реформа «чистоты» (далее – реформа)

 

Одной из проблем современного общества является нарастание объемов отходов производства и потребления. Темпы роста образования отходов опережают их переработку, обезвреживание и утилизацию.

Ежегодно в Российской Федерации образуется более 7 млрд тонн коммунальных, сельскохозяйственных, промышленных и иных видов отходов. Из них 30 млн тонн (150 млн куб. метров) - твердые коммунальные отходы (далее – ТКО).

Существует три основных способа утилизации бытовых отходов: захоронение, сжигание и переработка.

Традиционный способ утилизации ТКО в России — захоронение на полигонах, попросту говоря, свалках, где складируется около 85% ТКО.

Загруженность полигонов в России сегодня на уровне 70−90%.

Сейчас перерабатывается или сжигается не более 4–5% мусора, около 10% теряется при транспортировке.

С одной стороны, накопление отходов приносит огромный экологический, экономический и социальный ущерб.

С другой стороны, концентрация отходов, которые одновременно являются вторичными материальными ресурсами – это фактор, способствующий организации перерабатывающих производств, способных значительно уменьшить загрязнение территории и обеспечить выпуск востребованной на рынке продукции.

Из коммунальных отходов можно использовать в качестве вторичных материальных ресурсов пищевые отходы, бумагу, картон, дерево, металлы черные и цветные, текстиль, стекло, кожу, резину, пластмассу, полиэтилен, бой керамики и т.д. Как показывают исследования открытого акционерного общества «Ордена Трудового Красного Знамени академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова» и зарубежный опыт, около 55% ТКО и более 70% коммерческих отходов (ТКО, образующихся в офисных зданиях, магазинах, бытовых помещениях предприятий и т.д.) может быть вовлечено в хозяйственный оборот в виде вторичного сырья.

 

Новая система обращения с отходами необходима для создания отрасли по переработке отходов и улучшения экологической ситуации в стране.

Необходима декриминализации данной сферы услуг

, создание новых современных мусороперерабатывающих комплексов и полигонов, соответствующих всем стандартам, а также вовлечение населения страны в раздельное накопление отходов и бережное отношение к природным ресурсам.

«Речь идёт не просто о реформе, а о том запросе на порядок, который сформирован населением. Мусорный коллапс действительно может произойти, если мы не будем ничего делать», – Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин.

Таким образом «мусорная реформа» (в Кировской области предложено название – реформа «чистоты») в стране призвана улучшить ситуацию с мусором.

Реформа призвана избавить Россию от несанкционированных свалок в оврагах и лесах. Планируется, что мусорные полигоны превратятся в современные высокотехнологичные объекты, которые исключат неприятный запах и защитят окружающую среду. Переполненные свалки рядом с жилыми районами будут закрыты, эти земли будут экологически восстановлены, здесь создадут парки и социальные объекты.

Жильцов привлекут к сортировке мусора на фракции, что уже давно практикуется в развитых странах. Московская область, например, пошла по пути использования двух контейнеров: в один контейнер граждане должны будут складывать пищевые отходы, во второй – стекло, макулатуру и пластик.

В Новокузнецке заранее провели трехмесячный эксперимент по внедрению раздельного сбора твердых коммунальных отходов. Во всех районах города компания установила 130 контейнеров для вторсырья.

Инициаторы реформы считают, что постепенно изменится менталитет россиян – раздельный сбор мусора войдет в привычку, да и в целом мусорить в городе, на обочине дороги или в лесу экологическая культура не позволит.

Контролировать мусорную реформу будет ОНФ: создана горячую линию (8-800-555-97-76), куда россияне могут обратиться с вопросами.

 

Цели реформы:

1 этап - создание системы сбора и вывоза ТКО.

2 этап – «ноль» отходов, создание системы вторичной переработки и использования всех видов отходов в качестве вторичного сырья.

 

Для решения данных задач на федеральном уровне разработаны 3 федеральных проекта:

«Чистая страна»

Будут ликвидированы все несанкционированные свалки в городах и самые опасные объекты накопленного экологического вреда (брошенные предприятия, места скопления промышленных отходов и так далее). Во всех регионах появится система общественного контроля, благодаря которой каждый гражданин сможет выявлять и помогать ликвидировать незаконные свалки.

Бюджет: 124,2 млрд руб.

Реализуется в Кировской области.

 

 «Комплексная система обращения твердыми коммунальными отходами (ТКО)»

В России будет сформирована современная система обращения с твердыми коммунальными отходами. Появятся условия для вторичной переработки всех отходов потребления, запрещенных к захоронению. К концу 2024 года на обработку будет отправляться 60% коммунального мусора.

Бюджет: 296,2 млрд руб.

Целевые показатели к 2024 году:

доля ТКО, направленных на утилизацию, в общем объеме ТКО– 36%;

доля ТКО, направленных на обработку, в общем объеме ТКО– 60%.

В результате реализации мероприятий нацпроекта «Экология» предусмотрено создание перерабатывающей инфраструктуры, на что субъектам РФ направят средства, полученные от экологического сбора. В 2019 г. на средства экологического сбора планируется создать 39 объектов в 22 субъектах РФ. В 2019 году Минприроды России планирует удвоить собираемость экосбора. В целом планируется, что к 2024 г. будет собрано 15 млрд руб. для создания 200 современных объектов по сортировке, обработке и утилизации отходов.

Реализуется в Кировской области (информация прилагается)

 

«Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности»

По итогам реализации проекта в России появится современная инфраструктура, обеспечивающая безопасное обращение с наиболее опасными отходами. К концу 2024 года в стране будут работать семь специальных комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию таких отходов.

Бюджет: 36,4 млрд руб.

Строительство мусороперерабатывающих комплексов и другой необходимой инфраструктуры возьмет на себя государство вместе с частными инвесторами. В стране планируется построить более 130 крупных мусороперерабатывающих комплексов, которые станут технологической основой новой системы обращения с ТКО.

Планируется реализация в Кировской области (информация прилагается).

 

Реформа в действии

 

С 1 января 2019 года 69 регионов России полностью или частично перешли на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (более 80% субъектов). Остальные присоединятся к «мусорной реформе» в следующем году.

Выбран 241 региональный оператор на 262 зонах деятельности, приступили к работе – 196 регоператоров.

 

На федеральном уровне интегратором реформы является Публично-правовая компания «Российский экологический оператор». В задачах компании: стандартизация и разработка понятной методики определения норматива накопления и тарифообразования: тариф должен быть  справедливым и для населения, и для оператора. Необходимо стремиться снизить себестоимость услуги, где это возможно с использованием, типовых технологических решений и возможности оптимизации территориальных схем.

В новый сектор экономики необходимо привлечение внебюджетных инвестиций. Это может быть очень устойчивый долгосрочный бизнес с хорошими экономическими показателями. Возможно привлечение субсидий (возвратных), государственно-частного партнерства, «длинных» денег, использования «зеленых» облигаций».

ППК «Российский экологический оператор» будет системно и комплексно заниматься развитием новой отрасли по обращению с ТКО, включая разработку бизнес-моделей и привлечение инвестиций в крупные проекты (строительство мусороперерабатывающих предприятий, комплексов сортировки и т.д.). Компания станет «федеральным помощником» региональных операторов, будет координировать их работу, оказывать правовую и экспертную поддержку.

 

Реализация реформы в Кировской области

 

Экологическая ситуация с отходами в Кировской области, проблемы отрасли

 

Экологическая ситуация в сфере обращения с отходами в Кировской области, по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, не является благополучной.

Источниками образования ТКО на территории области являются организации и промышленные предприятия, население области и объекты инфраструктуры. Оценить количество ТКО, образованных населением, ввиду отсутствия на территории области установленных нормативов накопления отходов в настоящее время не представляется возможным. По данным администраций районов области, суммарный объем образования отходов от населения (исходя из численности населения) может достигать около 346 тыс. тонн в год.

Существующая до настоящего времени система сбора ТКО не позволяла в полной мере удалять отходы из мест их образования. Это приводило к несанкционированному размещению ТКО в окружающей среде и значительным потерям вторичных ресурсов.

Более 80% образующихся в Кировской области ТКО несанкционированно размещались в окружающей среде.

На территории Кировской области наибольшая концентрация свалок отмечена в центральной части области (г. Киров и прилегающие к областному центру районы области) а также районах, расположенных к югу и юго-западу от областного центра.

 

До 1 января 2019 года в Кировской области мусор вывозился только в крупных населенных пунктах (даже Киров был не полностью охвачен), в ряде районов производился помешочный сбор отходов, в небольших населенных пунктах услуги по вывозу отходов не было.

Охват населенных пунктов организованным вывозом отходов составлял 38%.

В области отсутствовала система двухстадийного вывоза отходов (с накоплением на временных площадках), что не позволяло охватывать близлежащие населенные пункты, прилегающие к районным центрам, несмотря на то, что именно в них образуется до 50% объема ТКО.

Также отсутствовала действенная система учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, это приводило к недостатку достоверных сведений у органов исполнительной власти для принятия грамотных управленческих решений.

Мусор зачастую складировался на земельных участках, которые не отвечали требованиям природоохранного законодательства. Эти объекты эксплуатировали предприятия, которые не имели лицензию, не был утвержден тариф на их работу, а значит, могли уклоняться от уплаты налогов. Большая часть юридических лиц не стремилась заключать договоры на вывоз мусора, а вывозила его в леса и овраги, или скидывала к общественным площадкам. 

Проблемой являлась также низкая экологическая культура населения в сфере обращения с отходами, в том числе из-за недостаточной информированности о необходимости раздельного сбора компонентов коммунальных отходов и способах их вторичного использования.

Сортировка ТКО на территории области не осуществлялась, поэтому все утилизируемые фракции, содержащиеся в ТКО, отправлялись на свалки и полигоны.

Это приводило к сокращению срока эксплуатации полигонов, увеличению объемов отходов, поступающих на захоронение, потере ценных вторичных материальных ресурсов и загрязнению окружающей среды.

Отсутствовала система сбора от населения наиболее опасных для окружающей среды и человека ртутьсодержащих отходов (осветительных устройств), что приводило к появлению свалок в окружающей среде и ее загрязнению.

Анализ проблем в сфере обращения с отходами на территории области свидетельствовал о том, что в ближайшей перспективе в случае непринятия соответствующих мер могла произойти дестабилизация экологической обстановки. Обострение экологической ситуации в сфере обращения с отходами в свою очередь привело бы к росту негативного воздействия отходов на состояние окружающей среды и ухудшение здоровья населения.

 

Задачи реформы:

  1. Создание и развитие системы и инфраструктуры по обращению с отходами (в том числе отходами от использования товаров).

Организация системы централизованного сбора и вывоза ТКО – охват услугой по сбору и вывозу мусора всего населения области.

Новую коммунальную услугу должны оказывать качественно всем без исключения: и жителям больших городов, и маленьких деревень. Для этого органы местного самоуправления должны постоянно вести совместную работу с регоператором.

 

Одна из основных задач – оптимизация процесса транспортировки отходов. Для этого необходимо создать в регионе всю необходимую инфраструктуру (места накопления ТКО, мусоросортировочные и мусороперегрузочные станции), скоординировать процесс вывоза мусора таким образом, чтобы не возникало переполнения контейнеров, а перевозчики, проезжая по маршруту, не вывозили полупустые контейнеры.

 

  1. Создание и развитие инфраструктуры переработки отходов.

Сократить поток отходов на объекты их захоронения (полигоны, свалки) можно только одним способом – масштабным и своевременным выделением (сортировкой) из ТКО ресурсов, пригодных для вторичного использования.

В результате появятся условия сортировки отходов (строительство мусоросортировочных комплексов и завода по переработке мусора) с целью их дальнейшей вторичной переработки.

Строительство инфраструктуры предполагается за счет федеральных и областных средств, средств инвесторов.

  1. Ликвидация и рекультивация несанкционированных свалок в 6 городах области и самых опасных объектов накопленного экологического вреда.

 

  1. Организация информирования населения о ходе мусорной реформы, развитие системы общественного контроля.

 

Для перехода региона на новую схему обращения с отходами была проделана подготовительная работа:

разработана и утверждена в 2016 году территориальная схема обращения с отходами, в том числе с коммунальными,

выбран региональный оператор,

установлены тарифы на работу регионального оператора и нормативы накопления отходов, из которых складывается плата граждан.

 

Что относится к коммунальным отходам

Твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (подробнее см. в разделе «Основные понятия»).

К ТКО не относятся: группы отходов «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (панели и плиты для перегородок, гипсокартонные листы, вент-блоки)», «Отходы затвердевших строительных смесей прочих» и «Отходы линолеумов, полимерных плиток» (тип «Отходы строительства зданий, сооружений»).

А также отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений, в том числе на придомовой территории МКД и жилых домов (опиловка древеснокустарниковой растительности, покос травы, отходы сельскохозяйственных культур при уборке приусадебных участков, отходы опавшей листвы в период листопада и т.п.) – которые не подходят по основному признаку как отходы, образующихся в жилых помещениях.

 

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с коммунальными (далее – терсхема)

 

Разработку и корректировку терсхемы осуществляет министерство охраны окружающей среды Кировской области (далее – министерство).

После разработки терсхемы в 2016 году в феврале 2018 года была разработана ее электронная модель. Модель позволяет планировать и формировать потоки ТКО с учетом действующих и вновь создаваемых объектов (полигонов, мусоросортировочных станций и комплексов), выбирать оптимальную логистику транспортирования ТКО, проводить оценку экономической составляющей при реализации терсхемы.

Таким образом, с помощью электронной модели были разработаны наиболее выгодные транспортные маршруты на вывоз ТКО на 23 полигона Кировской области, часть из которых стали межмуниципальными. При этом необходимо было предусмотреть пункты временного накопления отходов сроком  на 11 мес. с тем, чтобы отходы из районов, где нет полигонов, не сразу вывозились на большое расстояние на полигон, а сначала накапливались и только затем вывозились.

Например, в Верхнекамском районе отходы логистически оправдано собирать на временной площадке в пгт Рудничный, который расположен в центре района, а затем вывозить в соседний район на полигон. При этом количество вывозимых на полигон отходов можно уменьшить путем создания в Рудничном мусоросортировочной станции (для сортировки отходов), а также производств по переработке вторичного сырья.

Документы и ссылка для доступа к электронной модели размещены на сайте министерства (priroda.kirovreg.ru).

В связи с изменениями в конце 2018 года в природоохранном законодательстве терсхема в 2019 году будет корректироваться, а также согласовываться с 5-ю федеральными органами: Минпромторг России, Росприроднадзор (Москва), Минстрой России, ФАС, РСТ.

В 3 кв. 2019 г. планируется проведение общественных обсуждений и утверждение терсхемы на период 2020 – 2029 годы. Откорректированный проект терсхемы должен быть размещен на сайте министерства  до 01.12.2019. Первая корректировка терсхемы должна быть проведена до 01.01.2020.

 

Что планируется построить и имеющиеся проблемы

В соответствии с территориальной схемой в Кировской области до 2022 года планируется построить 12 объектов обработки ТКО (мусоросортировочных станций и комплексов далее – МСС) и 2 мусоросортировочных завода.

В территориальную схему обращения с отходами вошли 23 полигона, все они внесены в государственный реестр и имеют лицензию на работу. На этих полигонах устанавливается весовое оборудование, проводится электричество. 

В рамках терсхемы необходимо также строительство последующих очередей (карт) ряда действующих полигонов в Нолинском, Зуевском, Лебяжском, Куменском, Слободском районах, которое планировалось осуществить за счет внебюджетных источников, однако в настоящее время источников финансирования строительства очередных карт не найдено. Если полигоны исчерпают свой ресурс в более короткий срок, чем предусмотрен территориальной схемой, то поток отходов будет перенаправляться на другие объекты.

Временным выходом может стать размещение отходов на свалках, которые в настоящее время не эксплуатируются, но фактически имеют такую же инфраструктуру, что и полигоны: наблюдательные скважины, обвалочные дамбы, нагорные канавы, административно-хозяйственные здания, но могут отсутствовать противофильтрационные экраны. Сейчас это разрешено изменениями в федеральном законе «Об отходах производства и потребления». Речь идет о 7 объектах в Санчурском, Яранском, Омутнинском, Опаринском, Арбажском, Тужинском и Унинском районах, которые ранее эксплуатировались. В настоящее время прорабатывается вопрос по каждому объекту (резервы объемов захоронения, экономика затрат регионального оператора и операторов действующих полигонов и транспортных расходов, чтобы не нарушить ранее принятую логистику территориальной схемы обращения с отходами и не увеличивать тариф). Но есть и сложности: возобновленные объекты должны быть оборудованы дорогостоящим весовым оборудованием, устройством ограждений, но при непродолжительном сроке эксплуатации – три года – эти затраты могут не окупиться. 

 

О мусороперерабатывающем заводе

Оптимальным решением проблемы переработки отходов является строительство мусороперерабатывающего завода.

Но для строительства мусороперерабатывающего завода нужен инвестор.  На протяжении ряда лет министерство ведет его поиск, но до настоящего времени желающих не нашлось. В нашем регионе бизнесу это не очень выгодно – большая рассредоточенность  населения в районах области,  недостаточные объемы коммунальных отходов для строительства крупного высокотехнологичного завода.

Подробнее – см. раздел «Переработка и сжигание отходов».

 

Поэтому сейчас предлагается другой путь решения проблемы.

На первом этапе планируется создание сортировочных станций с отбором «полезных» фракций, которые можно будет направить на переработку в другие регионы. Сейчас ведется проектирование 6 таких станций вблизи полигонов в Слободском, Зуевском, Кикнурском, Нолинском, Вятскополянском, Шабалинском районах за счет средств областного бюджета (9,48 млн рублей).

За счет областного бюджета, а также инвесторов будут проводиться необходимые экспертизы, строительство объектов и обеспечение их коммуникациями.

Федеральные субсидии на закупку оборудования для объектов обработки (мусороперерабатывающие комплексы, станции) планируется привлечь в рамках регионального проекта «Комплексная система обращения с ТКО», который вошел в национальный проект «Экология».

Планируемая сумма инвестиций на создание объектов обработки ТКО составляет 896,3 млн рублей. В федеральном бюджете для Кировской области запланированы средства на приобретение мусоросортировочного оборудования для строительство мусоросортировочных станций в объеме 196,4 млн рублей на 2020 год и 212,5 млн рублей на 2021 год.

 

Вторым этапом станет строительство линий по переработке отсортированных фракций в нашем регионе. И здесь нужны добросовестные инвесторы со своими инициативами. Строительство должно начаться с 2020 года.

 

Контейнеры и контейнерные площадки, площадки накопления отходов

Выделяют 2 типа мест накопления ТКО – это контейнерные площадки и площадки временного  накопления ТКО (сроком до 11 мес.).

 

«Контейнер» – мусоросборник (бак), предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов. Чаще спросом пользуются баки объёмом 750 литров. Баки для мусора должны быть снабжены плотно прилегающими крышками. Модели с педалью, откидывающей крышку, удобны и гигиеничны.

Минприроды России разъясняет (письмо от 18.01.2019 № 12-47/928), что контейнеры могут приобретаться собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.

Контейнерная площадка место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Площадки под контейнеры для сбора ТКО должны соответствовать следующим санитарным нормам: свободный проезд к бакам для мусоровозов; контейнеры закрытого типа располагают на ровной асфальтовой или бетонной платформе с уклоном для легкого перемещения; забор закрывает контейнерную площадку с трёх сторон; вокруг высаживают кустарники, деревья; установлен навес для контейнеров ТКО, защищающий от осадков; накопительные баки закрывают плотными крышками (при отсутствии навеса).

Число контейнеров для многоквартирного дома рассчитывают исходя из количества потребителей и вместимости контейнеров, но не больше 5. Расстояние до зданий и прочих объектов находится по возможности, в пределах 20-100 метров. При невозможности его соблюсти решение принимается специальной комиссией, созданной по этому поводу.

Существующие правила установки мусорных контейнеров предлагают принимать в расчёт также: заборы вокруг строений; источники, откуда берут питьевую воду; подземные инженерные сети и коммуникации (с условием согласования с владельцем сетей).

Министерством энергетики и ЖКХ Кировской области в настоящее время разработан типовой проект контейнерной площадки единого типа: с твердым покрытием, ограждением с трех сторон, навесом (если на площадке размещаются выкатные контейнеры).

 

Кто отвечает за контейнерную площадку

Создание и содержание контейнерных площадок,  определение схемы их размещения, ведение реестра относится к полномочиям органов местного самоуправления (районов, городских округов или городских поселений).

Также такие места накопления вправе создавать юридические лица, физические лица (индивидуальный жилой сектор) и региональный оператор. Если это многоквартирный дом, то собственники жилых помещений, или по их поручению управляющая компания.

Если у дома не выбран способ управления, то за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена.

На управляющие организации возложена обязанность убирать контейнерные площадки. Кроме того, по решению общего собрания жильцов управляющие компании могут от имени собственников заключать договоры с регоператором на приобретение контейнеров. 

Выпавший мусор из контейнеров обязан собирать оператор по транспортированию отходов в районе/городе.

 

Где должна быть контейнерная площадка

Места создания контейнерных площадок должны определять органы местного самоуправления на местах во взаимосвязи с населением – при этом необходимо учитывать возможность подъезда техники, требования СанПИН.

 

В регионе в 2018 году была проведена инвентаризации контейнерных площадок,  определены потребности в местах накопления отходов, затраты на их создание и содержание в разрезе каждого муниципального образования.

По состоянию на 12.04.2019 в области организовано 9484 места (площадки) накопления ТКО, в том числе 3204 в  г. Кирове. На существующих местах накопления ТКО установлено 21359 контейнеров.

Необходимо создание более 8,5 тысяч площадок, приобретение более 20 тысяч контейнеров, общие затраты составляют более 947 млн рублей.

В 2019 году из областного бюджета на создание мест накопления предусмотрено выделение 30 млн рублей на условиях софинансирования не менее 5% из местных бюджетов. Субсидия распределена между 39 районами и двумя городскими округами. Кроме того, районами Кировской области предусмотрено софинансирование в размере 1,9 млн рублей. На сегодняшний день все районы области заключили соглашения с поселениями на предоставление субсидии на создание площадок. Работы должны быть завершены в октябре. Всего в Кировской области появится 963 новых площадок для накопления твердых коммунальных отходов.

 

Общие затраты на обустройство планируемых контейнерных площадок и приобретение контейнеров на территории региона в настоящее время составляют более 1 млрд рублей.

Региональным оператором по обращению с ТКО совместно с операторами по транспортированию приобретено более 1600 евроконтейнеров и 64 единиц мусоровозной техники.

Кроме того, на момент утверждения тарифа федеральным законодательством в составе единого тарифа регионального оператора не включались расходы на приобретение контейнеров и уборку мест погрузки ТКО. С 01.01.2019 законодательством установлена возможность (не обязанность) создания мест накопления региональным оператором за счет тарифа (не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования). В рамках тарифа АО «Куприт» эта сумма ежегодно может составлять порядка 20 млн руб.

Все необходимые места (площадки) накопления заносятся в автоматизированную систему управления отходами, которая используется региональным оператором для осуществления постоянного контроля в режиме онлайн за движением мусоровозов, вывозом ТКО со всех согласованных с региональным оператором и внесенных муниципальными образованиями в реестр мест накопления ТКО.

 

Площадки временного  накопления ТКО (сроком до 11 мес.)

 

Площадки временного  накопления целесообразно создавать для удаленных и труднодоступных населенных пунктов.

На территории области – в ряде районов, имеющих заречные части, в которых транспортное сообщение налажено посредством понтонных мостов и носит сезонный характер (Котельничский, Кильмезский, Верхнекамский, Малмыжский). Это позволит решить сезонные проблемы вывоза ТКО, а также транспортировать отходы экономически оправданными партиями, снижая холостые поездки «полупустых» мусоровозов. Потребность составляет около 20 таких площадок. Затраты на их создание составят порядка 20 млн рублей, но пока средства в областном и местных бюджетах не предусмотрены.

К таким площадкам должны быть установлены отдельные требования, но проблема в том, что вопрос на федеральном уровне не урегулирован и требования отсутствуют.

 

Реестры и схемы мест (площадок) накопления 

В настоящее время реестры (базы данных о площадках) не сформированы, не актуализируются. Схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО должны отражать не только существующие места накопления (контейнерные площадки), но и содержать информацию о местах расположения таких площадок, планируемых к созданию. 

 

Размещение информации о местах (площадках) накопления в открытом доступе

Планируется создать единую схему размещения мест (площадок) накопления ТКО для всей территории области, включая информацию об организациях, осуществляющих транспортирование отходов, графике вывоза и собственниках отходов, с привязкой к конкретной контейнерной площадке и разместить ее в открытом доступе в сети интернет (ГИС Кировской области).

В геоинформационной системе Кировской области уже появился слой с контейнерными площадками. Предполагается, что житель области сможет зайти туда и ввести или найти на карте свой адрес и увидеть, к какой контейнерной площадке привязан его дом. Пока в ГИС внесли площадки в Кирове и Кирово-Чепецке, а в будущем в единую информационную систему собираются включить все точки, занесённые в реестр мест накопления отходов.

В описании каждой площадки есть номер, адрес, тип и количество контейнеров, график вывоза отходов, сообщили в администрации города. Также указан список жилых домов или юрлиц, которые могут ей пользоваться.

Чтобы найти свою площадку, нужно зайти на сайт gis.geokirov.ru, в меню «Слои» выбрать каталог «Жилищно-коммунальное хозяйство», затем - раздел «Контейнерные площадки». Найти конкретную площадку можно как через поиск, так и на карте. Платформа работает и в web-версии, и с мобильных устройств.

Аналогичные данные должны быть размещены на сайтах органы местного самоуправления.

Данные, заносимые в ГИС Кировской области, будут открыты и доступны любому жителю региона.

 

Полномочия по ведению «реформы чистоты» распределены между министерствами энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, охраны окружающей среды Кировской области, Региональной службы по тарифам и Региональным оператором, с 01.10.2019 полномочия министерства ЖКХ переходят в компетенцию областного министерства охраны окружающей среды.

 

Региональный оператор по обращению с ТКО

24.04.2018 заключено соглашение между региональным оператором (ОА «Куприт») и министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области сроком на 10 лет.

Регоператор отвечает за весь цикл обращения с отходами, он обязан обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО в соответствии с терсхемой,  региональной программой.

 

Тариф регоператора

Тарифы утверждает региональный орган тарифного регулирования, а порядок оплаты – Жилищный кодекс и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила № 354).

Единый тариф на услугу регионального оператора в области обращения с ТКО на 2019 год для АО «Куприт» утвержден на заседании правления региональной службы по тарифам Кировской области 11.12.2018.

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО вступил в действие с 1 января 2019 года. Он включает в себя три основные части: расходы регоператора по обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на полигонах; расходы на транспортировку отходов (от мест накопления до мест захоронения) и собственные расходы регионального оператора. 

Тарифы для регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кировской области утверждены впервые.

На момент утверждения тарифа федеральным законодательством в выручку регионального оператора не включались расходы на приобретение контейнеров и уборку мест погрузки ТКО. 

В тариф не включается стоимость всей «мусорной реформы». В него входят исключительно расходы оператора на транспортировку, обработку и захоронение отходов.

В состав единого тарифа на услугу регионального оператора на 2019 год на территории Кировской области включены расходы на размещение (захоронение) ТКО на 23 полигонах и затраты операторов в муниципальных образованиях, расходы на реализацию  инвестиционных программ, расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду.

А также дополнительные расходы на сбор и транспортирование ТКО, включая инвестиции на приобретение спецтехники (мусоровозов); на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций, расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО.

В то же время в результате проведенной в августе 2019 г. проверки тарифа регоператора Федеральной антимонопольной службой из годовой расчетной валовой выручки регионального оператора исключено приобретение спецтехники (поскольку транспортирование расходов осуществляется подрядным способом и у подрядных организаций должен быть в наличии весь парк техники для данного вида деятельности), приобретение больших мусоровозов MAN (экономически нецелесообразно, приобретение исключительно мусоровозов на базе КамАЗ), а также исключены расходы на создание и содержание мусороперегрузочных станций, так как в настоящее время в законодательстве не урегулирован правовой статус объектов мусороперегрузки.

Есть 2 категории потребителей. 1-я – это население, собственники жилых помещений и исполнители коммунальных услуг – для них тариф устанавливается с учетом НДС.

На первое полугодие 2019 года тариф был установлен в размере 949,62 руб./м3, на второе (с учетом корректировки платы за негативное воздействие) – 960,68 руб./м3. 

С учетом предписания ФАС России тариф регоператора с 1 сентября 2019 составляет 809,20 руб./м3 (с учетом НДС).

 

2-я категория – это прочие потребители (юридические лица). Для них размер единого тарифа составляет:

– на 1 полугодие 2019 года – 791,35 руб./м3 (без НДС);

– с 01.07 по 31.08.2019 – 800,57 руб./м3 (без НДС);

– с 01.09 по 31.12.2019 – 674,33 руб./м3 (без НДС).

 

Информация по тарифам размещена на сайте региональной службы по тарифам Кировской области.

 

Вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений и после субботников?

Отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений, в том числе на придомовой территории жилых домов (опиловка древеснокустарниковой растительности, покос травы, отходы сельскохозяйственных культур при уборке приусадебных участков, отходы опавшей листвы в период листопада и т.п.), не являются отходами, образующимися в жилых помещениях, то есть ТКО.

 Обращение с такими видами отходов должно осуществляться на основании отдельных договоров; оно не относится к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором.

Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствует понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО – отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Таким образом, законодательством Российской Федерации не запрещено обеспечение обращения региональным оператором с иными видами отходов, однако оно должно осуществляться по нерегулируемой цене (не за счет единого тарифа на услугу регионального оператора).

Вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений, а также во время субботников, могут осуществлять операторы по обращению с отходами в муниципальных образованиях.

 

Оказание услуги по сбору и вывозу ТКО

 

Плату за обращение с мусором должны платить все.

Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора. В соответствии с Правилами обращения с ТКО, если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.

Заключить договор с регоператором обязаны также все организации, в том числе садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан, у которых образуются твердые коммунальные отходы.

Социально-незащищенные категории граждан получают региональные субсидии.

Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкими доходами (малоимущим). Для получения компенсации необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

 

По словам руководителя ППК «Российский экологический оператор» Дениса Буцаева, нынешние нормативы установлены путем расчета, новые, фактические нормативы, будут определены лишь после года работы региональных операторов.

Большинство регионов рассчитывают тарифы на ТКО исходя из количества проживающих в квартире, методику взимания платы с квадратного метра используют реже. Если жилец долго не живет в квартире, например, уехал в отпуск, то он может попросить перерасчет.

Дважды в год – в январе и июле – тариф на обращение ТКО будет индексироваться, так же как тарифы за отопление, воду и свет.

 

На сегодняшний день услуга по сбору и вывозу ТКО полностью оказывается в областном центре, во всех городских округах, районных центрах, а также в крупных населенных пунктах области.

На остальной территории области услуга по сбору и вывозу ТКО будет оказываться по мере создания мест накопления отходов и оснащения их контейнерами.

Квитанции населению в данном случае должны выставляться только после начала оказания данной услуги. В настоящее время региональный оператор осуществляет перерасчет платы гражданам, которым выставлены квитанции, но при этом услуги по вывозу мусора не оказывалось.

На территории Кировской области по состоянию на 01.07.2019 доля отходообразователей, заключивших договоры на вывоз ТКО составляет по физическим лицам – 88,01%, по юридическим лицам – 81,93% (отношение факта заключенных договоров к данным по территориальной схеме).

Работа по заключению договоров продолжается. Региональным оператором по обращению с ТКО (АО «Куприт») разработан и реализуется график выездных дней в районы области.

 

Почему увеличилась плата за мусор? (с сайта Минприроды)

Правильнее говорить о выделении данного платежа из общей строки жилищах услуг и появления строки для владельцев индивидуального жилищного фонда. При этом ранее взимаемая плата за обращение с ТКО исключена из состава жилищных услуг, что позволяет исключить двойную оплату населением одних и тех же услуг.

С 2019 года плата за обращение с ТКО стала коммунальной услугой (как отопление, водоснабжение, электричество), и поэтому на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам (осуществляется индексация, услуга  регулируется специальными правилами формирования стоимости и пр.)

У регионов есть право вводить субсидии на плату за обращение с отходами для определенной категории граждан (малоимущие и т.п.).

 

Как платить за отходы – с человека или с площади?

Проблема в том, что в Кировской области у регоператора нет актуализированной и полной базы граждан, постоянно и временно проживающих в жилых помещениях. Это влечет за собой выставление квитанций за оказанную коммунальную услугу по обращению с ТКО с кВ. м, а не с 1 чел. (как отходообразователя), что актуально для крупных населенных пунктов. В сельских поселениях на местном уровне ведутся журналы учета проживающих по конкретным адресам.

Один из вариантов решения проблемы – создание на федеральном уровне единой актуализированной и полной базы данных граждан, постоянно и временно проживающих в жилых помещениях и предоставление к ней доступа региональным операторам по обращению с ТКО (через внесение изменений в законодательство).

В соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (утверждены постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 и Жилищным кодексом ЖК), если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает.

 

Перерасчет платежа

Можно сделать перерасчёт, например, если человек находился в отъезде. Регоператору предоставляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет сумма с учетом этого вычета.

Перерасчёт возможен, если члены семей собственников жилья учатся или работают в других городах. При заключении договора с регоператором по обращению с ТКО нужно предоставить документ, подтверждающий, что зарегистрированный в доме или квартире человек проживает в другом месте. Это может быть документ о регистрации по факту временного пребывания, справка из учебного заведения. Полный перечень таких документов – в постановлении Правительства РФ № 354.

В то же время при начислении платы за обращение с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, перерасчет сделать нельзя. Законодательством Российской Федерации такой порядок не установлен.

 

Если некорректно выставлены квитанции?

Если плата за вывоз и утилизацию ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться в офис регионального оператора. Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы. Например, если в квартире прописан один человек, а плата выставлена за двух, то нужно предоставить справку о количестве прописанных.

 

 

Нормативы накопления ТКО

Норматив накопления ТКО – среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

Установление нормативов накопления ТКО в соответствии со статьей 6 Закона № 89-ФЗ относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

Нормативы определяются в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269.

В соответствии с требованиями федерального законодательства, согласно Правилам определения нормативов накопления ТКО, утвержденным ПП-269 от 04.04.2016 и Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом-524/пр от 28.07.2016 Минстроя России, нормативы устанавливаются на основании замеров отходов, проводимых в течение 7 дней непрерывно для каждого сезона года (зима, весна, лето, осень).

Нормативы могут устанавливаться дифференцировано по численности населения, проживающего в поселении/городском округе, по категориям потребителей, а также по категориям объектов.

Нормативы накопления ТКО в субъектах РФ различаются:

в одних субъектах РФ нормативы накопления устанавливаются исходя из расчета на одного человека, в других – исходя из расчета на квадратный метр, в-третьих – возможны оба случая.

Кроме того, в некоторых субъектах РФ нормы накопления установлены для всей территории субъекта, а в некоторых – устанавливаются отдельно для каждого из городов, вплоть до самого небольшого муниципального района. Есть случаи, когда нормативы накопления в разных субъектах РФ указаны в различных единицах измерения. Аналогичная ситуация выявлена в случае анализа единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО.

Нормативы накопления ТКО устанавливаются в м3 или кг на расчетную единицу. Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади.

В большинстве субъектов РФ  расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.

В перспективе нормативы должны быть откорректированы с учетом работы новой системы обращения с отходами и реального (более точно) понимания объектов образования отходов, которые на сегодняшний день в стране отсутствуют, так как данная работа раньше не велась.

Коммерческий учет ТКО в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:

нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

В отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае, если введено раздельное накопление сортированных ТКО – расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.

 

В Кировской области норматив накопления ТКО составляет:

для МО «Город Киров» – 1,73м3 (в т.ч. 0,15м3 крупногабаритных отходов (КГО) в год на человека, на 1 кв. м – 0,062 м3;

для МО «Город Кирово-Чепецк» – 1,65м3 (в т.ч. 0,15м3 КГО) в год на человека, на 1 кв.м – 0,059 м3;

для других муниципальных образований – 1,45м3 (в т.ч. 0,15 м3 КГО) в год на человека.

При этом для городов Кирова и Кирово-Чепецка для жителей  многоквартирных домов норматив накопления установлен с 1 кв.метра, для индивидуальных жилых домов вне зависимости от степени благоустроенности оплата осуществляется с 1 чел.,  исходя из количества постоянно или временно проживающих граждан.