Главная » Пресс-служба » Состоялись публичные слушания по проекту программы социально-экономического развития Унинского района на 2017-2021 годы.

Состоялись публичные слушания по проекту программы социально-экономического развития Унинского района на 2017-2021 годы.

13.02.2017

Во исполнение решения  Унинской районной Думы от 31.01.2017 № 51    13 февраля 2017 года  в здании администрации района состоялись публичные слушания по проекту программы социально-экономического развития Унинского района на 2017-2021 годы.

 Заведующая отделом экономики  и прогнозирования администрации района Н.В.Кузнецова ознакомила присутствующих с этапами разработки проета  Пограммы.

   Для разработки проекта Программы социально-экономического развития были использованы методические рекомендации, разработанные в 2015 году министерством экономического развития Кировской области.

Целью разработки программы социально-экономического развития муниципального образования является оценка потенциала социально-экономического развития, определение приоритетных направлений и целей развития муниципального образования.

Программа нацелена на более полное использование социально-экономического потенциала в интересах жителей района для обеспечения его жизнедеятельности.

Задача Программы – стимулировать развитие определенных направлений (так называемых «точек роста») экономики, используя различные формы государственной и муниципальной поддержки.

Первым шагом при разработке Программы является оценка  внешних и внутренних факторов (аналитическая часть программы) которая включает в себя:

1. Оценку бюджета муниципального образования

2. Оценку потенциала муниципального образования:

природно-ресурсного потенциала (земельных, минерально-сырьевых, лесных, водно-биологических и других ресурсов)

демографической ситуации, трудовых ресурсов, уровня жизни населения

экономического потенциала района

3. Оценку состояния инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммуникационной, социальной, инженерной); жилищного хозяйства; 4. Оценка экологической ситуации

 В начале программы приводится общая характеристика района с описанием географического положения, особенностях природных условий, численности и национальном составе населения, крупных населенных пунктах, основных отраслях экономики, главных транспортных магистралях. 

 Затем идет оценка уровня самостоятельности местного бюджета, размеров финансовой помощи от бюджетов других уровней.

Социально-экономическое развитие района в первую очередь зависит от наличия в местном бюджете финансовых ресурсов, за счет которых можно эффективно решать вопросы местного значения.

Оценка состояния местного бюджета проводится с целью выявления обеспеченности бюджетных расходов собственными доходами, а также определения бюджетного потенциала.

Анализ финансового положения района свидетельствует о том, что доходы местных бюджетов заведомо недостаточны для финансирования расходов местного характера и не соответствуют потребностям органов местного самоуправления района для реализации ими собственных полномочий, осуществления капитальных вложений для развития и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и других объектов социальной инфраструктуры. Дотационность района за последние 3 года вариьировалась от 84,5 до 86,8 процентов. Ограниченность финансовых ресурсов является отправной точкой для всего дальнейшего анализа.

 Исходя из этого вытекает необходимость выявления потенциала района для стимулирование роста налогооблагаемой базы для достижения бюджетной самообеспеченности, что, в конечном итоге, должно способствовать устойчивому социально-экономическому развитию района.

С целью увеличения доходной части местного бюджета и дальнейшего социально-экономического развития оцениваются потенциальные возможности и перспективы развития района.

 Для этого был проведен всесторонний анализ социально-экономического положения района за предшествующий трехлетний период по следующим направлениям:

демографическая ситуация (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья населения, миграционное движение);

социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура, занятость, уровень преступности и т.д.);

уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум и т.д.);

отраслевая структура экономики (промышленность, сельское хозяйство, потребительский рынок, строительство, энергетика, транспорт, связь и информатизация и т.д.);

инвестиции (динамика, тенденции, механизмы стимулирования, источники финансирования, достигнутые результаты);

жилищно-коммунальное хозяйство;

состояние окружающей среды, природные ресурсы.

Оценку экономического потенциала развития реального сектора экономики проводилась также  в разрезе возможных перспектив роста и сдерживающих факторов развития.

 На основании оценки потенциала Унинского района был проведен SWOT-анализ с целью формулирования основных направлений развития района.

С помощью SWOT-анализа выявляются внутренние факторы - сильные и слабые стороны, и внешние факторы - возможности и угрозы.

 В районе имеется ряд внешних и внутренних положительных факторов и необходимых предпосылок, которые должны стать основой его развития (это сильные стороны). К ним относятся:

1. Природно-ресурсный потенциал:

- лесные ресурсы - база для развития лесопромышленного комплекса района (ежегодная расчетная лесосека 183 тыс.м3, охотничьи угодья, грибы, ягоды);

- водные ресурсы (более 100 прудов с большими запасами рыбы);

- минерально-сырьевые (лечебная грязь и минеральная вода);

- сельскохозяйственные земли;

- уникальные по красоте, природно-ландшафтные объекты. Благоприятная экологическая обстановка. Это база для развития оздоровления и  туризма.

2. Трудовые ресурсы

- наличие квалифицированных кадров;

- наличие свободного трудоспособного населения;

- наличие слоя населения, готового к предпринимательской деятельности.

3. Экономический потенциал:

- лесоперерабатывающая и сельхозперерабатывающая промышленность с высоким потенциалом неиспользуемых мощностей;

- потенциальные возможности сельскохозяйственного производства.

4. Социальная сфера:

- сохранена социальная инфраструктура

- рост социальной направленности бюджетных расходов.

  В результате SWOT-анализа можно сделать вывод, что в Унинском районе сложился ряд серьезных противоречий (слабые стороны), которые заключаются:

         -   в недостаточности финансовой базы для дальней поддержки на должном уровне социальной сферы и невозможностью ее сокращения, что с учетом отдаленности района усугубит общую ситуацию;

- в отсутствии стабильной поступательной динамики развития производственной сферы, которая необходима для обеспечения высоких темпов экономического роста в долгосрочной перспективе, что обусловлено высокой степенью износа производственной и инженерной инфраструктуры,

-  в отсутствии развитой инвестиционной инфраструктуры и, как следствие, недостаточный объем инвестиционных потоков в производственную сферу;

- в отрицательной динамике основных социально-демографических показателей, повлекшей дисбаланс - значительное сокращение численности репродуктивного и трудоспособного населения, молодежи, которую следует рассматривать как стратегический демографический резерв и базовый потенциал для улучшения социально-демографической ситуации.

 После этого этапа осуществляется определение целей и приоритетных направлений развития района. Формирование целевого блока программы -  самая важная составляющая в разработке программы. На этом этапе была разработана структура целей развития района на период реализации программы.

          Стратегической целью Программы на 2017 - 2021  годы определено:

создание благоприятного инвестиционного климата,  достижение устойчивого экономического роста, ориентированного на обеспечение достойного уровня жизни населения района.

 Для достижения стратегической цели определена необходимость продолжать работу по основным направлениям.

Первое:

создать благоприятные условия для развития экономически эффективного производства, инвестиционной активности,  повышения конкурентоспособности в экономике;

Второе:

развивать социально-ориентированную экономику, обеспечить достойную жизнь каждому жителю района, включая общедоступность образования, здравоохранения, полноценное духовное, культурное и физическое развитие; обеспечить занятость населения.

Третье:

поддерживать и развивать социальную среду, сферу жизнеобеспечения.

Программой предусмотрено, что в сфере экономики работа будет  проводиться по трем основным направлениям:

1 направление. Развитие агропромышленного комплекса и сельхозпереработки:

 Необходимо превратить такой недостаток района, как его удаленность от промышленных центров, в преимущество и использовать географическое положение района для организации производства и сбыта экологически чистой  сельскохозяйственной продукции, используя при этом:

- наличие в районе предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, имеющих собственную торговую сеть;

- возможность развития, с учетом сложившегося опыта, различных форм кооперации населения, развития личных подсобных хозяйств граждан;

- наличие  традиционно сложившихся рынков сбыта продукции;

-  государственную поддержку в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы  для строительства в ряде хозяйств животноводческих комплексов, модернизации оборудования.

 2 направление.  Развитие лесной промышленности, которое предполагает:

Организацию рационального  использования лесосечного фонда за счет увеличения объемов глубокой переработки древесины, полной загрузки мощностей; привлечение инвестиций для модернизации и технического перевооружения производства, внедрение современных технологий лесозаготовок, концентрацию лесозаготовок и лесопереработки.

 3 направление. Развитие предпринимательства и самозанятости населения

 Результатом выполнения данных направлений должно стать:

рост эффективности и конкурентоспособности производства,

 повышение уровня жизни населения, как необходимое условие социальной стабильности.

 Для достижения этих целей потребуется решение ряда крупных задач.

Первое – воспроизводство производственно-технологического оснащения за счет:

расширения внутренних финансовых источников, прежде всего за счет собственных доходов;

перехода к режиму интенсивного обновления производственных мощностей;

Второе  -  рост инвестиционных вложений в экономику района на основе:

создания благоприятных условий для привлечения инвесторов со стороны;

усиления целевой направленности бюджетных средств.

Третье – преодоление спада уровня жизни, повышение реальных доходов и потребления населения.

     Осуществление этих мер приведет к сохранению положительных тенденций в экономике, увеличению доходов бюджет и, в конечном итоге, к стабилизации и повышению уровня жизни населения, снижению его дифференциации, в том числе в региональном разрезе.

 Механизм реализации программы следующий:

Программа социально-экономического развития Унинского района включает систему взаимосвязанных мероприятий, разделенных по сферам экономики, социальной сферы и сферы жизнеобеспечения. В соответствии с общепринятым методологическим подходом, мероприятия одного направления объединяются в муниципальные программы.

Программа социально-экономического развития содержит перечень муниципальных программ, проектов и мероприятий, информацию о планируемом финансовом и организационном обеспечении реализации направлений; систему ключевых показателей эффективности, характеризующих достижение целей и задач, определенных основными направлениями развития Унинского района; итоги оценки социальной и бюджетной эффективности включенных в Программу мероприятий.

 Для реализации Программы развития района необходимо финансовое обеспечение. В связи с недостаточностью финансовой самообеспеченности района мы понимаем, что в данном случае инвестиции играют ключевую роль в повышении экономического потенциала любого муниципального образования, что определяет стратегическую важность формирования грамотной инвестиционной политики, целью которой является изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их применения.

         Основными направлениями инвестиционной политики на территории Унинского района являются развитие ведущих отраслей экономики района: лесопереработки, сельхозпереработки, жилищно-коммунального комплекса, а также  агропромышленного комплекса.

Привлечение инвестиций в углубленную переработку продукции лесного комплекса позволит серьезно улучшить использование лесного потенциала района, значительно увеличит объемы реализации продукции. Имеющиеся наработки и достигнутые соглашения, в том числе по сбыту продукции, делают реальным данные мероприятия.

В агропромышленном комплексе сельхозпредприятиями района планируется реализовать несколько инвестиционных проектов по строительству, реконструкции животноводческих и производственных помещений, приобретению техники и оборудования, племенного скота.

В 2017-2021 годы планируется  реализовать инвестиционные программы (проекты) развития общественной (социальной и инженерной) инфраструктуры муниципального значения, с привлечением средств вышестоящих бюджетов

В дальнейшем продолжится работа по включению в конкурсные  отборы с целью привлечения финансовых средств местных инвестиционных проектов – ППМИ и т.п. Основным  критерием их бюджетной поддержки будет являться финансовая и социальная эффективность, а также общественная полезность и значимость.

Успешное выполнение мероприятий Программы должно характеризоваться рядом показателей.

         В целом необходимо добиться следующих основных результатов, на достижение которых нацелена программа:

Увеличить объемы производства продукции, товаров, работ, услуг основных отраслей экономики.

Увеличить объем инвестиций в экономику района.

Обеспечить рост среднемесячной заработной платы.

Увеличить долю малого бизнеса в обороте организаций во всем видам деятельности.

Увеличить доходы местного бюджета.

 Программа имеет открытый характер, в процессе ее реализации могут включаться дополнительные разделы по направлениям, отражающим проблемы социально-экономического развития района. Корректировка программы предусматривается не реже 1 раза в год.

Письменных предложений и замечаний общественных объединений, юридических и физических лиц по проекту программы социально-экономического развития Унинского района на 2017-2021 годы в срок, установленный для проведения общественного обсуждения, в адрес администрации Унинского района не поступило.

 Проект Программы социально-экономического развития в установленном порядке будет вынесен  для рассмотрения     на очередное заседание Унинской районной Думы.