В мае – июне текущего года Контрольно-счетной комиссией проведена проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в 2012 – 2013 годах.
В ходе контрольного мероприятия проведены проверки в отношении 9 проектов из 24 реализованных в проверяемом периоде. Объем проверенных средств составляет 8883,3 тыс. руб. или 53,2 % от объема бюджетных средств, направленных на реализацию проектов в проверяемом периоде.
Основные результаты контрольного мероприятия:
1. В рамках ППМИ с привлечением значительного объема средств областного бюджета в Унинском районе проведен ремонт ряда объектов жизнеобеспечения, устройство и монтаж объектов благоустройства, мест массового отдыха людей разного возраста.
Наиболее актуальны проекты, в ходе реализации которых осуществлялся ремонт объектов жизнеобеспечения. Их доля составила в разные годы от 30,8 % до 63,7 %. Более творческие проекты – обустройство детских и спортивных площадок, мест массового отдыха людей составили 7,7 – 30,7 %.
2. Не представилось возможным провести проверку обоснованности формирования заявок в полной мере, в связи с тем, что документы, входящие в состав заявок частично не были сохранены.
В целом процедура выбора объектов соблюдена.
3. В ходе анализа полноты освоения субсидии областного бюджета, в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, установлено неэффективное использование бюджетных средств в результате образования остатков неиспользованной субсидии в 2012 году в сумме 646,31 руб. в Астраханском и Комаровском сельских поселениях (507,44 руб. и 138,87 руб.) и несвоевременного их возврата.
4. Проверками установлено:
В нарушение статьи 743 Гражданского кодекса РФ, реализация проектов осуществлялась в отсутствии или при некачественно сформированной технической документации, определяющей объем и содержание работ, а также другие, предъявляемые к ним требования.
Так, по районному проекту (парк) отсутствовали проект или схема прокладки сетей на объекты уличного освещения, проект здания туалета, технические условия подключения объектов, возводимых в рамках проекта, к сетям инженерно-технического обеспечения (статья 48 Градостроительного кодекса РФ).
Работы по ремонту проезжей части автодороги в д. Сибирь в 2012 году и в д. Астрахань в 2013 году осуществлялись в отсутствии утвержденных схем поперечного разреза дорожного полотна, схем ремонтируемых участков с указанием площади, длины и ширины;
Работы по реконструкции водонапорной башни дер. Чуваши осуществлялись в отсутствии проектной документации.
Техническое задание и локальная смета на обустройство спортивно-развлекательного парка отдыха в пгт Уни в 2013 году составлялись с завышением объема по отдельным видам работ, при этом не учитывались все необходимые работы. В результате, в ходе исполнения контракта, составлены корректирующие сметы на сумму 88,2 тыс. руб. Указанные сметы не проверены в РЦЦС (в нарушение постановления Правительства Кировской области от 13.09.2010 № 68/445).
Согласно актам о приемке выполненных работ работы выполнялись в соответствии со сметой с учетом корректировок. В муниципальный контракт и в техническое задание изменения не вносились.
Таким образом, в нарушение статьи 309 Гражданского кодекса РФ, работы выполнялись подрядчиком не в соответствии с условиями обязательства.
В данном случае отмечается некачественное формирование технического задания, вызванное отсутствием отдельных технических документов и некачественным составлением некоторых из имеющихся проектов и схем.
Неоднократные нарушения статьи 309 Гражданского кодекса РФ, выразившиеся в неполном и (или) ненадлежащем исполнении обязательств в рамках заключенных договоров (контрактов) при осуществлении подрядных работ повлекли, в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, неэффективные расходы бюджетных средств в общей сумме 11,4 тыс. руб.
Так в ходе работ по обустройству районного спортивно-развлекательного парка пгт Уни не нанесена разметка проезжей части краской по асфальтобетонному покрытию, предусмотренная Техническим заданием. Произведены безрезультатные расходы бюджетных средств в сумме 5185 руб., что, в свою очередь, является нарушением статьи 34 Бюджетного кодекса РФ.
Также подрядчиком отдельные работы выполнены ненадлежащим образом (некачественно), что выразилось в следующем:
покосились 2 железобетонные опоры;
имеются трещины в кирпичной кладке облицовки фонтана;
покосилась скамья на металлических ножках.
В д. Астрахань одна из водоразборных колонок, установленных в ходе ремонта водопровода не исправна и не работает. В данном случае неэффективные расходы бюджетных средств составили 5620 руб.
Нарушения ст. 309 ГК отмечены и в ходе технического надзора. Имеются случаи, когда акты освидетельствования скрытых работ и акты о приемке выполненных работ не подписаны организацией технадзора (Астраханское сельское поселение), а также случаи, когда акты освидетельствования скрытых работ отсутствуют вовсе. Не всегда подрядчиками передаются общие журналы работ.
Вместе с тем, согласно Методике проведения строительного контроля (СДОС-04-2009) при сдаче земляных работ строительному контролю подлежат проверке наличия и правильности оформления журнал работ, акты освидетельствования скрытых работ. Их отсутствие не позволяет в полной мере и надлежащим образом осуществить строительный контроль, что не способствует эффективному использованию бюджетных средств как при осуществлении подрядных работ, так и при осуществлении строительного контроля.
5. Вскрылся факт нарушения сроков оплаты услуг строительного контроля в Комаровском сельском поселении стоимостью 11,6 тыс. руб. с опозданием на 39 календарных дней (статья 314 ГК РФ).
6. Не зарегистрированы в установленном порядке права на ряд объектов, ремонт которых осуществлялся в рамках реализации ППМИ, в нарушение статьи 131 Гражданского кодекса РФ. Так работы по проектам выполнялись в отсутствии зарегистрированных прав на объекты водоснабжения и автомобильные дороги в Астраханском сельском поселении, на объекты водоснабжения и земельный участок в Комаровском сельском поселении.
7. Фактов не выполнения показателей эффективности, определенных Соглашениями с Департаментом социального развития Кировской области, проверками не установлено.
8. Всего в ходе контрольного мероприятия установлено 45 нарушений, в том числе 39 – нарушения нефинансового характера. Финансовые нарушения составили 111,8 тыс. руб., в том числе не устранимые нарушения 100,4 тыс. руб.
Из общей суммы нарушений:
11,4 тыс. руб. – неэффективное использование бюджетных средств;
99,8 тыс. руб. – использование средств с нарушением законодательства;
0,6 тыс. руб. – прочие нарушения.
9. Устранено финансовых нарушений в сумме 6,2 тыс. руб. или 54,4 % от суммы устранимых нарушений.
По фактам несвоевременного и некачественного выполнения работ подрядчикам направлено 2 претензии. Недостатки устранены частично (в районном спортивно-развлекательном парке не нанесена разметка проезжей части по асфальтобетонному покрытию, предусмотренная техзаданием). Стоимость невыполненных работ 5,2 тыс. руб.
В сфере регулирования порядка привлечения и расходования добровольных пожертвований разработано и утверждено Положение о добровольных пожертвованиях в муниципальном образовании Унинский муниципальный район Кировской области (решение Унинской районной Думы от 22.08.2014 № 352).
Зарегистрировано право на земельный участок для размещения детской площадки в д. Чуваши.
10. Реализация проектов развития общественной инфраструктуры в Унинском районе в 2012 – 2013 годах дала значительный положительный эффект. Вместе с тем, ряд допущенных нарушений законодательства, не позволяет дать безусловную оценку эффективного использования средств, направленных на реализацию мероприятий инвестиционных проектов.
Председатель
Контрольно-счетной комиссии
Унинского района Е.Г. Казакова