Главная » Социальная сфера » Культура » Осень? Да, осень!

Осень? Да, осень!

Осень, осень! 

Погости недель восемь…

Приходи с ливнем, 

С хлебом обильным!

                      

                             



Так пели в старину, встречая осень - трудовую, щедрую и весёлую пору. Трудовую - потому что впереди ещё много осенних забот, а щедрую и весёлую - потому что хлеб заполнял закрома, в каждый крестьянский дом входил достаток, и тут уж не обходилось без плясок и песен. 


Отсчёт осенних дней начинался в августе, поскольку приходила главная забота земледельца - уборка хлебов. Чтобы жатва была скорой, а труд - без усталости, зачин поручали самой уважаемой в селе женщине, хорошей работнице. Накануне жатвы, поздно вечером, крадучись, чтобы никто не увидел и не перешёл дороги, пробиралась она к своей полоске, связывала три снопика и укладывала крестом. А наутро собирались в поле все жницы. Закончив жать свою делянку, шли помогать одиноким, слабосильным, многодетным. Когда работа сообща, тогда и радость общая.  В деревнях собирали «братчину», это был общий праздник урожая. Варили «мирское» пиво, т. е. всем «миром» (селом). Всё, что было в полях, теперь на столах, а самым главным именинником был хлеб. 


 Праздновали Семёнов день, называли его в народе «Семёном-летопроводцем» (1/14 сентября). Появился этот праздник с первых лет христианства на Руси и был посвящён памяти Симеона Столпника.  На протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин - первой встречи осени и наступления бабьего лета. В XVI веке сам московский патриарх совершал обряд - «чин препровождения лета». В народе приговаривали: «В Семён-день севалка с плеч, грех хлеба сеять», «Семёнов день - бабье лето». Под Семёнов день во всех избах гасили лампады и из печи добывали новый огонь, от которого вечером, впервые с лета, зажигали лампы, свечи, лучины и начинали вечерние дела «при огне». Также в Семёнов день справляли новоселье. Если день Сименона Столпника не приходился на воскресенье, то с утра женщины в каждом доме принимались за основательную уборку. Пытались избавиться от мух и тараканов, которые были неизбежными спутниками жизни человека. Сложились даже особые пословицы и поговорки: «Избу сруби, а тараканы свою артель сами приведут», «Мухи льнут, кусают к ненастью», «Докучлив, как Ильинская муха».


К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли; происходила обработка льна ("мяли куделю"). Начинали рубить капусту и заготавливать её на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: "На Воздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!"; "На Воздвиженье первая барыня - капуста"; "Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!". Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. "У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой"; "На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца".


В октябре тоже было немало праздников, но наиболее значимым был праздник Покрова (1/14 октября). История возникновения этого праздника уходит вглубь веков. 


В 910 году в Константинополе случилось видение: во время всенощной явилась Богородица, с покрывалом в руках, и возвестила, что это спасительный покров. Белое покрывало (омофор) она простерла над людьми и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. Этим покрывалом Богородица оберегает верующих людей и несёт им любовь и радость, подкрепляет их дух и силу. В память об этом необычном событии и установлен праздник. День праздника Покрова является в народном представлении межевым между осенью и зимой. Поэтому пословицы гласят: «До Покрова - осень, за Покровом - зима идёт»,  «Покров землю покроет- где листом, а где и снежком».  Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодёжные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.


 Начало ноябрю даёт «зимний Кузьма и Демьян». Этот день установлен Православной церковью в честь памяти святых бессребреников Космы и Дамиана. На Руси праздник имеет свои особенности, но в народной Руси их «специализация» несколько отличается от христианской. Сельские мужики почитали братьев как искусных кузнечных мастеров, а те, кто занимались другими ремёслами, тоже надеялись на содействие Кузьмы-Демьяна. Так как с этого дня зима морозом заковывает земли и воды, то говорили: «Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются». Называли в народе этот день «Кузьминками», «Кузьминки - по осени одни поминки», и ещё «курьими именинами». 


Ноябрь - время забоя кур, и обязательным блюдом па праздничном столе были курица и куриные яйца.


 Вот так жили наши предки: трудились и в праздники веселились, веруя в Бога  и духов природы…


                             

 


Информация подготовлена МБУК «Унинский историко-краеведческий музей», 2022