Главная » Пресс-служба » Главный федеральный инспектор » Модернизацию системы профобразования в России обсудили на рабочих подгруппах Госсовета

Модернизацию системы профобразования в России обсудили на рабочих подгруппах Госсовета

19.09.2019

Система среднего профессионального образования – самый быстроразвивающийся уровень образования в стране

В Москве состоялось совместное заседание рабочей подгруппы «Образование» рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Образование и наука» и рабочей подгруппы «Рынок труда и подготовка кадров» рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Экономика и финансы». Темой для обсуждения стала модернизация и оценка качества среднего профессионального образования.

Открывал и вел заседание руководитель рабочих подгрупп, губернатор Кировской области Игорь Васильев. В мероприятии приняли участие более 80 человек, из них – 24 руководителя СПО из разных регионов страны и Кировской области. На заседании также присутствовал первый заместитель председателя правительства региона Дмитрий Курдюмов.

Участники обсудили выстраивание системы мониторинга актуальной информации на рынке труда для оценки перспективной потребности в квалифицированных кадрах, введение процедуры демонстрационного экзамена в соответствии со стандартами WorldSkills и закупку современного оборудования для мастерских, а также актуализацию перечня рабочих профессий и специальностей.

В своем приветственном слове замминистра просвещения РФ Ирина Потехина отметила, что система среднего профессионального образования – самый быстроразвивающийся уровень образования в стране. Почти 60% выпускников выбирают его для продолжения образования и нередко это отличники, которые могли бы стать студентами лучших вузов, но они делают свой выбор в пользу получения практических навыков. В некоторых колледжах страны конкурс на популярные специальности достигает 12 человек на место.

 – Интерес к системе СПО и происходящие в нем изменения совершенно понятны. С одной стороны, в экономике наблюдается очень высокая потребность именно в прикладных навыках, с другой – благодаря современным технологиям меняется качество и привлекательность самих мест, – подчеркнула Ирина Потехиниа. – Есть целый ряд вызовов, на которые нам нужно отвечать. Например, призывать работодателей помогать сформулировать техническое задание – кого и как мы должны готовить в СПО.

В стране все чаще звучит призыв активно привлекать работодателей к участию в образовательных процессах. В частности, губернатор Кировской области Игорь Васильев рассказал участникам заседания о создании в регионе системы взаимодействия стратегически важных для экономики региона предприятий и предприятий-партнеров с колледжами и техникумами для организации взаимовыгодного сотрудничества и производственной практики студентов с последующим трудоустройством выпускников.

– Наши учреждения СПО участвуют не только в обучении выпускников школ, но и в переподготовке и повышении квалификации работников предприятий, обучают новым профессиям граждан предпенсионного возраста и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, – подчеркнул в своем выступлении Игорь Васильев. – Мы стремимся использовать ресурсы работодателей для практической подготовки студентов, оценки квалификации, стажировки преподавателей.

Одним из механизмов участия работодателей в образовательной деятельности может стать совместное использование высокотехнологичного оборудования, реализация практико-ориентированных программ обучения, независимая оценка качества подготовки, наставничество. Для такого включения в процесс обучения необходимо проработать создание нормативно-правовых условий для инициативного участия работодателей и других социальных партнеров в решении инфраструктурных проблем СПО.

Участники рабочих подгрупп обсудили вопрос использования инфраструктуры СПО в обучении школьников. Около 40% образовательных организаций СПО находятся в сельских населенных пунктах и малых городах. Такая ситуация характерна для большинства регионов. Оборудование этих учреждений можно использовать для обучения школьников 8-11 классов в рамках проведения ранней профориентационной работы. По мнению специалистов, это даст возможность привлечь школьников в колледжи и техникумы на наиболее востребованные специальности, снизить миграцию выпускников, готовить кадры и сохранять их в районах.

Свой доклад по теме необходимости внедрения на базе существующей региональной сети колледжей и техникумов программы «прикладного бакалавриата», в том числе для детей с ОВЗ, представил заместитель директора Вятского электромашиностроительного техникума Константин Ситников. Программа предполагает, что студенты с увеличением срока обучения на 1-2 года смогут получать на базе СПО высшее образование. На сегодняшний день остается открытым вопрос статуса данных программ в системе СПО, поскольку нормативно этот уровень образования отнесен к высшему образованию.

– Современный специалист должен уметь управлять сложным и дорогим оборудованием, читать чертежи и инструкции на иностранных языках, работать с информационными системами, разбираться в промышленном программировании. Фактически это специалист со знаниями инженера и навыками рабочего, – отметил Константин Ситников. – Образовательные программы колледжей, направленные преимущественно на освоение практических методов и приемов работы, не могут обеспечить подготовку специалистов такого уровня. При этом, решив ряд спорных правовых вопросов, экономика любого региона получит конкурентоспособного и востребованного на рынке труда выпускника, помимо специальности уже имеющего рабочую профессию.

Все обсуждаемые вопросы и лучшие практики регионов в сфере профессионального образования вошли в итоговый протокол заседания. Они будут изучены и использованы для обсуждения и дальнейшего внедрения в других регионах России.