Главная » Пресс-служба » ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологиии в Кировской области" Кирово-Чепецком районе проводит горячую линию по туристическим услугам и инфекционным угрозам за рубежом

ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологиии в Кировской области" Кирово-Чепецком районе проводит горячую линию по туристическим услугам и инфекционным угрозам за рубежом

27.06.2018

В связи с продолжающимися недобросовестными, противоправными действиями отдельных туроператоров в сфере выездного туризма, фактически выражающимися в одностороннем отказе от исполнения ими взятых на себя обязательств в рамках заключенных договоров о реализации туристского продукта, Федеральная служба но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в очередной раз обращает внимание, что согласно основополагающим началам и принципам гражданского законодательства «при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно» (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ). При этом «не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)» (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Основные права туриста, в том числе, при подготовке к путешествию и во время его совершения, включая транзит, закреплены статьей 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». К их числу относится право туриста на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом.

Согласно взаимосвязанным положениям пункта 3 статьи 401 ГК РФ и пункта 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель (туроператор, турагент) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за их ненадлежащее исполнение, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Однако к таким обстоятельствам не относятся «нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств» и т.п.).

Что же касается законной возможности прекращения обязательства по причине невозможности его исполнения, то она в любом случае должна быть обусловлена исключительно обстоятельством, за которое одновременно не отвечает ни одна из сторон соответствующего договора (пункт 1 статьи 416 ГК РФ).

С учетом изложенного в целях минимизации соответствующих рисков потребителей, заключивших договоры о реализации туристского продукта, и готовящихся к поездкам за пределы Российской Федерации, Роспотребнадзор дополнительно обращает внимание, что в соответствии с требованиями пункта 19 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 года № 452, «исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации туристского продукта, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристский продукт (ваучер, билет и другие), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия. Предоставление потребителю указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия потребителя».

Указанное, в частности, означает, что если в туристский продукт, являющийся предметом договора, т.е. в соответствующий комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую обусловленную договором цену, уплаченную потребителем, входит перевозка не только в страну (место) временного пребывания, но и обратно, потребитель вправе требовать, чтобы в составе передаваемых ему исполнителем документов, были документы (билет и другие), однозначно подтверждающие право на соответствующую перевозку из страны (места) временного пребывания (то же самое касается документального подтверждения права на проживание в определенном договором месте).

В настоящее время Федеральной службой но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека во исполнение соответствующего поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, связанного с принятием мер по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере туризма, разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение ряда существенных изменений в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 года № 452, призванных существенно повысить гарантированный уровень защиты соответствующих прав граждан в данной области потребительских правоотношений.

На базе филиала работает Консультационный пункт по защите прав потребителей по адресу: г.Кирово-Чепецк, ул.Созонтова, д.3а, где граждане, юридические лица могут получить бесплатную консультацию по защите прав потребителей на личном приеме или по тел.4-61-02, а также составить исковое заявление или претензию.